11:20 13/10/2014 Мария Максимова 0 2145

«Дети стали более вдумчивыми». Учитель года об интересных уроках и учениках

Впервые за всю историю конкурса лучшим учителем России стала преподаватель из Татарстана, учитель биологии Нурлатской средней школы - Алла Головенькина. «АиФ-Казань» поговорил с ней о подходе к занятиям, о любознательности и об изменившихся детях.

Алла Головенькина работает преподавателем 14 лет
Алла Головенькина работает преподавателем 14 лет © / Из личного архива

«Каждому из нас важно уметь находить общий язык с людьми», - говорит Алла Головенькина, преподаватель нурлатской школы №1. На этом принципе основан каждый её урок. Не стал исключением и открытый урок на конкурсе «Учитель года-2014», прошедшем в начале октября в Москве, в финале которого в зале звучали аплодисменты. Домой она привезла Гран-при – большого хрустального пеликана, символизирующего самопожертвование и любовь к детям.

Досье
Алла Головенькина родилась в Перми в 1973 г. Окончила Пермский педуниверситет. Педагогический стаж – 14 лет. Заслуженный учитель РТ, победитель ежегодного конкурса «Учитель года – 2014». Замужем, есть сын и дочь.

О том, каким должен быть современный педагог и как найти общий язык с детьми, лучший учитель России рассказала в интервью «АиФ-Казань». 

Аура профессии

Мария Максимова «АиФ-Казань»:  После конкурса вы, что называется, проснулись знаменитой. Чувствуете себя звездой?

Алла Головенькина: С того дня, как я стала победительницей конкурса, не выпускаю из рук телефон, всё время даю интервью. (Улыбается). Очень скучаю по работе, по ученикам. Жду момента, когда снова вернусь к привычным урокам биологии.

Учитель года Алла Головенькина Фото: АиФ-Казань

 

Очень люблю учиться сама. Думаю о поступлении в аспирантуру. Моя коллега, учительница географии, стала студенткой в 51 год. Так что у меня впереди ещё много интересного!

 Алла Николаевна, почему вы решили стать учителем?

- В Пермском педагогическом университете училась моя старшая сестра. Вместе с ней я ездила на летнюю практику и прониклась духом профессии. Работа учителя требует высокой ответственности, педагог должен быть развитым и образованным. Он остаётся педагогом 24 часа в сутки. После окончания университета я вышла замуж и переехала в Татарстан. В нурлатской школе №1 работаю всю жизнь. Учительская среда покорила меня с первых дней работы. Учительство создаёт вокруг человека уважительную ауру, это человек, на которого хочется равняться.

- Ваш педагогический стаж – 14 лет. Вы помните свои первые уроки?

- Каждый учитель помнит начало своего пути. Когда у молодого специалиста со старшеклассниками разница всего 5-6 лет, его не воспринимают серьёзно.  Мальчишки шалили на уроках, провоцировали конфликты. Был переломный момент, когда я всерьёз хотела отказаться от одного из классов – 5-го «Б».  Но на одном из уроков с последней парты ко мне подошла худенькая девочка с тоненькими косичками, заглянула в глаза и спросила: «А ты завтра к нам придёшь?». И тогда я поняла: «Приду!».

Пришлось взглянуть на детей по-новому. Вместе с ребятами мы начали придумывать конкурсы, игры, размышлять. Чем больше узнавали друг друга, тем больше доверяли. Дорогого стоит, когда дети не только слушают учителя, но и слышат его. Самое страшное для меня – почувствовать, что ученики безучастны к уроку. 

- За эти годы дети сильно изменились?

- Другими стали и дети, и принципы преподавания.  Ребята меньше шумят, стали более вдумчивыми. Они  более ответственно относятся к урокам. Понимают, что от образования зависит их будущее. Но бездумно заучивать материал, ходить в библиотеки и пользоваться словарями не хотят. У детей под рукой всегда мобильный телефон с доступом в интернет, всё необходимое они найдут за три секунды. 

Для педагога же просто давать знания уже не актуально. Сегодня моя задача - за 45 минут  вызвать интерес, пробудить тягу к изучению темы. Учебники дети читают дома самостоятельно.

Командный дух

- Как вы строите свои уроки?

- Стараюсь развивать в детях навыки  сотрудничества и коммуникации. Важно, чтобы дети научились работать в команде, когда общий успех зависит от каждого отдельного члена группы.  В жизни им придётся находить общий язык с разными людьми. Лучше, если общению они научатся со школьной скамьи. 

На уроках ребята сами решают, кто чем будет заниматься: один изучает  материал, второй готовит дополнительные вопросы, третий презентует…  Потом они меняются ролями, и постепенно каждый ребёнок начинает понимать, что ему даётся лучше, а что хуже. Я стараюсь сделать так, чтобы мои ученики полюбили биологию. Рассказываю им, что это предмет о нас самих. И мы должны знать о себе как можно больше.

- Какими качествами должен обладать педагог?

- Желанием не стоять на месте, любознательностью.  Дети не дают расслабиться: я всё время узнаю что-то новое, учусь. Чтобы быть с учениками «на одной волне», стараюсь не отставать от жизни. Например, если они спрашивают: «А знаете ли вы что-то об андронном коллайдере», мне неловко признаваться, что слышала об этом эксперименте только в новостях. После таких вопросов, бывает, провожу весь вечер за компьютером. Нельзя разочаровывать детей, ведь они видят в учителе авторитет, старшего товарища. Педагог должен быть всесторонне развитым человеком.

Я люблю спорт. Пробежка по утрам очень помогает прийти в гармонию, настроиться на уроки.

Присоединилась к движению нурлатских фотографов.  Постоянно ношу с собой фотоаппарат или телефон с камерой. Стараюсь запечатлеть каждый момент жизни, чтобы каждый кадр напоминал о позитивных событиях. Мой друг – профессиональный фотохудожник регулярно организует выставки, я планирую принять в них участие.

Шанс на реабилитацию

- У вас есть профессиональное кредо?

- В первую очередь – это уважение к личности ребёнка. Стараюсь донести до каждого ученика, что не бывает правильных или неверных ответов, каждый уникален. Это помогает поощрять воображение детей, фантазию. 

Я не жёсткий педагог, хоть дисциплина на уроках присутствует. У меня не трудно получить «четвёрку», вот «пятёрку» -  сложнее. Помимо фактически выполненного задания я оцениваю старания ребёнка.  «Двойку» лишний раз стараюсь не ставить, чтобы не отбить желания учиться и не унижать ученика. Ведь он и так при всём классе признался, что не готов к уроку. Каждому ученику после плохой оценки даю время  реабилитироваться.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Будете ли вы смотреть Олимпиаду в Рио?