11:20 13/10/2014 Мария Максимова 0 2124

«Дети стали более вдумчивыми». Учитель года об интересных уроках и учениках

Впервые за всю историю конкурса лучшим учителем России стала преподаватель из Татарстана, учитель биологии Нурлатской средней школы - Алла Головенькина. «АиФ-Казань» поговорил с ней о подходе к занятиям, о любознательности и об изменившихся детях.

Алла Головенькина работает преподавателем 14 лет
Алла Головенькина работает преподавателем 14 лет © / Из личного архива

«Каждому из нас важно уметь находить общий язык с людьми», - говорит Алла Головенькина, преподаватель нурлатской школы №1. На этом принципе основан каждый её урок. Не стал исключением и открытый урок на конкурсе «Учитель года-2014», прошедшем в начале октября в Москве, в финале которого в зале звучали аплодисменты. Домой она привезла Гран-при – большого хрустального пеликана, символизирующего самопожертвование и любовь к детям.

Досье
Алла Головенькина родилась в Перми в 1973 г. Окончила Пермский педуниверситет. Педагогический стаж – 14 лет. Заслуженный учитель РТ, победитель ежегодного конкурса «Учитель года – 2014». Замужем, есть сын и дочь.

О том, каким должен быть современный педагог и как найти общий язык с детьми, лучший учитель России рассказала в интервью «АиФ-Казань». 

Аура профессии

Мария Максимова «АиФ-Казань»:  После конкурса вы, что называется, проснулись знаменитой. Чувствуете себя звездой?

Алла Головенькина: С того дня, как я стала победительницей конкурса, не выпускаю из рук телефон, всё время даю интервью. (Улыбается). Очень скучаю по работе, по ученикам. Жду момента, когда снова вернусь к привычным урокам биологии.

Учитель года Алла Головенькина Фото: АиФ-Казань

 

Очень люблю учиться сама. Думаю о поступлении в аспирантуру. Моя коллега, учительница географии, стала студенткой в 51 год. Так что у меня впереди ещё много интересного!

 Алла Николаевна, почему вы решили стать учителем?

- В Пермском педагогическом университете училась моя старшая сестра. Вместе с ней я ездила на летнюю практику и прониклась духом профессии. Работа учителя требует высокой ответственности, педагог должен быть развитым и образованным. Он остаётся педагогом 24 часа в сутки. После окончания университета я вышла замуж и переехала в Татарстан. В нурлатской школе №1 работаю всю жизнь. Учительская среда покорила меня с первых дней работы. Учительство создаёт вокруг человека уважительную ауру, это человек, на которого хочется равняться.

- Ваш педагогический стаж – 14 лет. Вы помните свои первые уроки?

- Каждый учитель помнит начало своего пути. Когда у молодого специалиста со старшеклассниками разница всего 5-6 лет, его не воспринимают серьёзно.  Мальчишки шалили на уроках, провоцировали конфликты. Был переломный момент, когда я всерьёз хотела отказаться от одного из классов – 5-го «Б».  Но на одном из уроков с последней парты ко мне подошла худенькая девочка с тоненькими косичками, заглянула в глаза и спросила: «А ты завтра к нам придёшь?». И тогда я поняла: «Приду!».

Пришлось взглянуть на детей по-новому. Вместе с ребятами мы начали придумывать конкурсы, игры, размышлять. Чем больше узнавали друг друга, тем больше доверяли. Дорогого стоит, когда дети не только слушают учителя, но и слышат его. Самое страшное для меня – почувствовать, что ученики безучастны к уроку. 

- За эти годы дети сильно изменились?

- Другими стали и дети, и принципы преподавания.  Ребята меньше шумят, стали более вдумчивыми. Они  более ответственно относятся к урокам. Понимают, что от образования зависит их будущее. Но бездумно заучивать материал, ходить в библиотеки и пользоваться словарями не хотят. У детей под рукой всегда мобильный телефон с доступом в интернет, всё необходимое они найдут за три секунды. 

Для педагога же просто давать знания уже не актуально. Сегодня моя задача - за 45 минут  вызвать интерес, пробудить тягу к изучению темы. Учебники дети читают дома самостоятельно.

Командный дух

- Как вы строите свои уроки?

- Стараюсь развивать в детях навыки  сотрудничества и коммуникации. Важно, чтобы дети научились работать в команде, когда общий успех зависит от каждого отдельного члена группы.  В жизни им придётся находить общий язык с разными людьми. Лучше, если общению они научатся со школьной скамьи. 

На уроках ребята сами решают, кто чем будет заниматься: один изучает  материал, второй готовит дополнительные вопросы, третий презентует…  Потом они меняются ролями, и постепенно каждый ребёнок начинает понимать, что ему даётся лучше, а что хуже. Я стараюсь сделать так, чтобы мои ученики полюбили биологию. Рассказываю им, что это предмет о нас самих. И мы должны знать о себе как можно больше.

- Какими качествами должен обладать педагог?

- Желанием не стоять на месте, любознательностью.  Дети не дают расслабиться: я всё время узнаю что-то новое, учусь. Чтобы быть с учениками «на одной волне», стараюсь не отставать от жизни. Например, если они спрашивают: «А знаете ли вы что-то об андронном коллайдере», мне неловко признаваться, что слышала об этом эксперименте только в новостях. После таких вопросов, бывает, провожу весь вечер за компьютером. Нельзя разочаровывать детей, ведь они видят в учителе авторитет, старшего товарища. Педагог должен быть всесторонне развитым человеком.

Я люблю спорт. Пробежка по утрам очень помогает прийти в гармонию, настроиться на уроки.

Присоединилась к движению нурлатских фотографов.  Постоянно ношу с собой фотоаппарат или телефон с камерой. Стараюсь запечатлеть каждый момент жизни, чтобы каждый кадр напоминал о позитивных событиях. Мой друг – профессиональный фотохудожник регулярно организует выставки, я планирую принять в них участие.

Шанс на реабилитацию

- У вас есть профессиональное кредо?

- В первую очередь – это уважение к личности ребёнка. Стараюсь донести до каждого ученика, что не бывает правильных или неверных ответов, каждый уникален. Это помогает поощрять воображение детей, фантазию. 

Я не жёсткий педагог, хоть дисциплина на уроках присутствует. У меня не трудно получить «четвёрку», вот «пятёрку» -  сложнее. Помимо фактически выполненного задания я оцениваю старания ребёнка.  «Двойку» лишний раз стараюсь не ставить, чтобы не отбить желания учиться и не унижать ученика. Ведь он и так при всём классе признался, что не готов к уроку. Каждому ученику после плохой оценки даю время  реабилитироваться.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Рамблер.Новости