aif.ru counter
Венера Вольская 0 904

Павлины, зеркала, цветы. Каким был татарский дом ХIХ века

Почему в домах Старо-Татарской слободы в Казани не было балконов и как восточный интерьер превратился в европейский, рассказывает «АиФ-Казань».

Дом Марджани в Старо-Татарской слободе.
Дом Марджани в Старо-Татарской слободе. © / Анна Главатских / АиФ-Казань

Татарской сельской усадьбе посвящено множество исследований, а вот городской – гораздо меньше. Архитектор, профессор кафедры графического моделирования КГАСУ Равиль Айдаров восполнил это пробел, восстанавливая облик и интерьер деревянных домов ХIХ века по воспоминаниям старожилов, изобразительным и литературным произведениям. Многие образцы деревянного зодчества он «взял на карандаш», запечатлев их в художественных произведениях. О том, каким был татарский дом XIX века, он рассказал «АиФ-Казань».

«Кажется, что переехал»

«Старо-Татарская слобода в ХIХ веке - это отдельный мир, - рассказывает Равиль Айдаров. - От остальной Казани она отличалась и архитектурой, и укладом и обликом жителей. Краевед Евгений Белов писал в начале ХIХ века: «В Татарской части города нет ничего русского. Только спустишься с горы, а кажется, что далеко переехал куда-то в другое место. Уже при первом знакомстве с Казанью вы сталкиваетесь с Азией. Шелковые, фантастически изукрашенные яркими узорами шарфы, восточные сафьяновые сапоги, бархатные серебром и позолотой отделанные туфли. В трамваях вы встречаетесь с мусульманскими женщинами. Ярко разрумяненные круглые лица с черными выкрашенными зубами. На голове и плечах наброшен полухалат из ярко зеленой восточной ткани. Все это так странно, так оригинально, особенно когда подумаешь, что стоит только пройти несколько кварталов, чтобы увидеть университет, церкви».

Татары.
Татарская семья конца XIX века. Фото: Нацмузей РТ.

В то время татарские слободы в Казани существовали за озером Кабан и протокой Булак. Кирпичные дома и мечети располагались лишь на нескольких улицах слободы - на ул. Московской, Тихвинской (Тукая) и Екатерининской (Ахтямова). В основном же строили из сосновых бревен, и так хорошо, что целые кварталов из дерева сохранялись до 80-х годов ХХ века. Однако во время подготовки к 1000-летию Казани  деревянную застройку стирали с лица города целыми кварталами.

Старо-Татарская слобода
Современный вид Старо-Татарской слободы. Фото: АиФ/Мария Зверева

Павлины и экзотические сады

В отличие от русских кварталов, татарские долгое время были застроены довольно хаотично. Выстраивание домов по красной линии сложилось лишь со временем.

Этнограф Н.И. Воробьев так описывал сохранившиеся до 2000-х годов ХХ века усадьбы: «Вдоль узких и кривых улиц тянутся бесконечные заборы, то простые, то богато раскрашенные и украшенные решетками, да амбары и бани. Домов совершенно не видно — они прячутся в глубине дворов за зеленью, выставляя на улицу только свои фронтоны, так, что проезжая по улице, нельзя составить представление о домах».

«Высокие заборы характерны для организации усадеб на Востоке – вспомните улицы Средней Азии с их наглухо закрытыми от посторонних глаз дворами, - отмечает Равиль Айдаров. – Отличия были и в устройстве двора.

Татарская усадьба
Татарская усадьба. Фото: Из личного архива Равиля Айдарова

В зажиточной татарской усадьбе, в отличие от русской, более свободная планировка, часто встречаются необычные элементы, к примеру, экзотические сады, беседки. Русские же дворы более утилитарные. Профессор Казанского императорского университета Карл Фукс писал, что дом обычно стоял на середине двора, а амбары выстраивались вокруг него».

Столбы забора против дома украшались цветными шарами, а решетки раскрашивались белым, красным, синим, зеленым.

Насколько достоверны яркие цвета, которыми выкрасили воссозданную в Казани Старо- Татарскую слободу? Равиль Айдаров утверждает, что для облика татарских домов характерны яркие цвета, пусть и не настолько, как в стилизациях для туристов.

Дом Исанбаевых
Дом Исанбаевых. Для туристов дома сделали более яркими. Фото: АиФ/ Анна Главатских

«А еще многое зависит  не от национальности, а от региона,  - считает архитектор. - Если на территории Татарстана отделка русского дома относительно аскетична, то в Нижнем Новгороде дома по щедрости форм и декора напоминают теремки. Да и дома русской профессуры Казанского университета на Тельмана были богато отделанными – сложные фасады, кровли, эркеры».

Обычно сруб обшивался накладными дощечками, подобранными в определенном порядке, к примеру, «в елочку»). Появлялись горизонтальные нашивные пояски, наличники в виде полочек на кронштейнах. Характерна техника накладного декора в виде ромбов, квадратов, кругов, птиц, растительного орнамента, которые раскрашивались масляными красками в разные цвета. Был распространен декор наличников «сияние». К началу ХХ века декор становится сдержаннее, но заглубленные фронтонные ниши и оформление их балясинами встречаются в нынешних татарских усадьбах.

Дом городской, убранство сельское

В течение всего ХIХ века жилая застройка непрерывно уплотнялась – участки нещадно резали.

В татарских слободах преобладающим типом была усадьба, соединяющая и жилую, и торговую функции. Устройство дома жители «привозили» из села. Первый этаж – черная изба с кладовыми кухней, жилыми комнатами для прислуги. Второй этаж – хозяйский. Мужская и женская половины разделены и включают обычно 2-4 комнаты. В небогатых семьях женщины довольствовались пространством за печкой. А вот на чердаке часто устраивали летнее жилье для молодых девушек.

Интерьер татарского городского дома середины XIX века. Реконструкция Р. Айдарова. Фото: Из личного архива Равиля Айдарова.

Сыновья строили дома рядом с отцовским, и многие обеспеченные семьи сооружали переход из одного дома в другой по застекленной галерее в затейливыми ажурными окнами.

Балконы и террасы, выходящие на улицу, были не характерны для татарского дома из-за того же стремления к приватности. Вместо них в саду ставили беседки для чая.

Татарская усадьба
Внутренний двор татарской усадьбы. Фото: Из личного архива Равиля Айдарова.

Главный – граммофон

В интерьере до начала ХIХ века сохранялись национальные устои и традиции, рассказывает Равиль Айдаров. Татарские дома отличались большим количеством мягких изделий.  На стенах – полотенца, нарядная одежда. На полу - множество ковриков ручной работы, их расстилали и на саке (это то, что мы сейчас называем подиумом). Самая распространенная мебель в жилой комнате – кованые сундуки. Чайные столики с самоваром и фарфоровой посудой были совсем низенькие - высотой 35 см.

Реконструкция интерьера татарского городского дома XIX века. Фото: Из личного архива Равиля Айдарова.

Европеизация сначала затронула дома самых обеспеченных казанцев, а потом уже мещан, и началась она с мужской половины дома. Со стен исчезли полотенца, мягкие драпировки, а на замену им пришли штукатурка, доска и цветные бумажные обои. В жилых комнатах поселились изразцовые голландские печи. Саке уступили место диванам и тахтам, а сундуки отправились в кладовки. Пол выкладывается паркетом и устилается персидскими коврами. По стенам ставятся шкафчики с фарфоровой посудой и чайные столики с китайским сервизом и самоваром. Украшением же интерьера был граммофон.

В татарских домах было больше растений, зеркал, клеток с птицами. В цветовом решении также отображался восточный колорит: пестрые скатерти на столах, яркие ковры, занавеси и другое.

Татарская усадьба
Татарская усадьба Фото: Из личного архива

«В Европе, например, Финляндии снова возвращаются к дереву, много строят из него, а также реставрируют старое. К сожалению, в Татарстане нет политической воли на сохранение деревянного зодчества, - сетует Айдаров, работавший главным архитектором Вахитовского района Казани в 1973- 1986 годах. – В 70-е годы выделяли средства на целые улицы – восстанавливались и дворы, и заборы. Сейчас же речь идет лишь об отдельных домах. Уже и мастеров, восстанавливающих по старым технологиям, почти не осталось. А ведь дерево может быть почти вечным, если с ним правильно работать. Сам видел: снимают обшивку векового дома, а под ним бревна в великолепном состоянии, даже звенят. Хорошо бы мы научились это ценить».

Факт
Основная часть деревянной мебели изготавливалась в Казани и селах, где повсеместно бытовали ремесленные мастерские. Изготовление железных и медных кумганов (кувшинов) занимались татары деревень Лаишевского уезда. Кувшины отправляли и на экспорт.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах