Венера Вольская 0 185

«Ирония судьбы» по-казански. Искусствовед о китче столицы Татарстана

Как сохранить лицо города, почему «Хранительницы» не подходят ЗАГСу и почему у нас до сих пор не появилось симпатичной многоэтажной застройки рассуждает доцент кафедры градостроительства Казанского архитектурного университета Гузель Файзрахманова.

Почему многоэтажные дома в Казани, как в Иронии судьбы на одно лицо и как разнообразить культурную жизнь Казани в интервью «АиФ-Казань» рассуждает кандидат искусствоведения, доцент кафедры градостроительства Казанского архитектурного университета Гузель Файзрахманова.

Новая казанская архитектура

Венера Вольская, «АиФ-Казань»: Гузель Ринатовна, архитекторы говорят, что в России мегаполисы - братья-близнецы: утром выглянешь на улицу и не понимаешь, в каком ты городе. Исторический центр только исключение. А у многоэтажной Казани есть своё лицо?

Фото: Из личного архива/ Гузель Файзрахманова

Гузель Файзрахманова: К сожалению, в спальных районах со времён фильма «Ирония судьбы», где эта тема обыгрывалась, ситуация мало изменилась. В основном мы видим стандартную застройку. 

-  Но КГАСУ каждый год выпускает десятки архитекторов. Неужели нельзя создавать и недорогой, и оригинальный дизайн многоэтажек? Финляндия тому пример. 

- Казанские архитекторы тоже могут это делать, но в большей степени это зона ответственности девелоперов, которые стремятся поменьше в проект вложить и побольше заработать, поэтому и не ставят задачи архитекторам сделать облик разнообразным. К тому же сильные позиции занимают архитекторы, работающие по старинке.

Но изменения в подходах к городскому пространству возможны, мы увидели это на примере парков и набережных. Сейчас реализуются многие проекты, которые, к слову, разрабатываются выпускниками КГАСУ. 

Досье
Гузель Файзрахманова родилась в Казани. Окончила Казанское художественное училище и Казанский университет культуры и искусств, аспирантуру Института истории АН РТ. Хобби – помощь бездомным животным.

Но реконструкция парка – это не масштабное строительство. В этой сфере так пока не получается. Неповоротливая административно-командная машина и неэффективное управление нивелируют таланты ярких архитекторов. А деньги можно успешно освоить и без современных веяний. 

- Но ведь есть реализованные эксперименты.

- Да, появляются и удачные объекты – жилые комплексы с достойной архитектурой. Да и в целом ситуация в архитектуре улучшается по сравнению с началом и серединой 2000-х годов, когда у нас появились такие китчевые объекты, как Театр кукол или избыточно декорированный Дворец земледельцев. 

театр кукол экият
Театр кукол "Экият". Фото: kazan2013.ru

Но, безусловно, Казани повезло больше, чем Йошкар-Оле, в которой построили «Диснейленд» (копии памятников европейских столиц. – Прим. ред.). Потрясающий пример для всего мира, как не надо делать. 

Власти Татарстана тоже признали, что Казань сильно пострадала в последние два десятилетия, когда был сильно «зачищен» исторический центр. Сейчас у нас пытаются создать программу по сохранению средовой застройки, чтобы сохранить здания, которые создают атмосферу. 

- Что касается дворов многоэтажек, ощущение, что они часто делаются не для людей, а для автомобилей. Небольшим пятачком с качелями-горками обычно всё и ограничивается.

- К сожалению, эта картина типична для российских городов. На урбанистических форумах об этом постоянно говорят профессионалы, но чиновники и застройщики игнорируют общественное мнение.

- Казанцы сломали много копий, споря об эстетической ценности скульптур возле нового ЗАГСа, созданных Даши Намдаковым. Кто-то обожает их, а кому-то они не по душе. 

- Мне эти скульптуры не нравятся. Было заявлено, что фантастические животные - «Хранительницы» - защищают Центр семьи «Казан», но у скульптора они превратились в агрессоров. Это пример конфликта между художественной задачей и её воплощением.

Для небогатого покупателя

- Несмотря на то что художников в Казани хватает, арт-рынок в нашем городе не сформировался, считают эксперты. Почему?

- У нас основная масса художников работает, не ориентируясь ни на глобальные, ни на отечественные тенденции в мире искусства. Многие, как в советские времена, рассчитывают на господдержку, что их работы купят минкультуры или музей ИЗО. Большая часть казанских художников производят ширпотреб для невзыскательного и небогатого покупателя. Такой параллельный мир, к искусству имеющий мало отношения. Усиливает это явление отток молодых интересных художников.

Выставка Лены Грызуновой «Антропоморфы».

Выставка Лены Грызуновой «Антропоморфы». Фото: Из личного архиваГузель Файзрахманова

 

- А что скажете о современном искусстве?

- В Казани дают хорошее художественное образование, но - в академическом русле. А ведь мало поставить руку и научить технологии, важно, чтобы работы отражали процессы, характерные для современности. В очередной раз придётся сказать, что художественного сообщества, которое работает с актуальными темами современными средствами, пока нет. Есть попытки очень молодых художников и единиц из представителей старшего поколения, но о масштабной волне говорить не приходится. 

Много ли шедевров в музеях?

- Казанские музеи устраивают много выставок, сотрудничают с крупнейшими музеями страны. Насколько ценны «привозные» экспонаты? 

- С одной стороны, это позитивное явление – чем активнее культурная жизнь, тем образованнее станут жители нашего города. С другой стороны, надо понимать, что в Казань часто везут не первоклассные картины. За шедеврами придётся ехать в знаменитые музеи в Москву, Петербург и за рубеж.

- В культурной афише Казани в последнее время всё чаще появляются новые форматы. Взять тот же книжный фестиваль.

- Да, культурная пустота постепенно закрывается. Большой вклад внесло открытие центра «Смена». Сюда приезжают с лекциями известные российские искусствоведы и кураторы, с каждым годом приходит всё больше посетителей. Благодаря этому через несколько лет  сформируется слой ценителей современного искусства. Ведь нужно иметь определённые знания, чтобы воспринимать это направление. А когда в регионе есть и производители, и потребители культуры, и ее интерпретаторы, работают авторитетные экспертные сообщества, художники заметны в масштабе России и мира. 

Хорошо было бы открыть  долгосрочные образовательные проекты, но для этого нужна существенная финансовая поддержка.

- В каком ещё направлении культурной Казани есть куда расти? 

- В организации выставок. На ремонт зданий выделяют миллионы, и это, конечно, хорошо. Например, идёт реконструкция Галереи современного искусства, входящей в структуру музея  ИЗО РТ. Но создать условия для экс­понирования произведений  недостаточно. Чиновникам, управляющим культурой, надо понимать, что организация выставок, их привоз требует значительных средств. А пока в Казани мы наблюдаем подход к организации выставок тот же, что и 40 лет назад.  Хотя бывают и любопытные события, например, выставка «Гений века» в центре «Эрмитаж-Казань». 

Главное, должно быть желание сделать что-то яркое. Стали же мы спортивной столицей. А Сладковский с Госоркестром как всколыхнул регион! Денис Мацуев у нас бывает чаще, чем где-то ещё. Многие театры переживают взлёт, делают спектакли, которые попадают в шорт-лист «Золотой маски», работают театральные лаборатории. 

Значит, мы можем совершить прорыв и в этой области. Можем приглашать звёздных художников, превращая их приезд в событие, которое привлечёт сюда туристов. Серьёзно изменить пространство города - ведь не только парками живёт город! - например, обогатить его  современными монументальными формами. У нас мало развита городская скульптура, а та, что есть, в основном выполнена в жанре соцреализма. 

Инициатив много, и министерству культуры РТ нужно бороться с собственной инерт­ностью, избавляться от провинциального подхода, поддерживать, а не игнорировать смелые начинания.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах