aif.ru counter
Татьяна Сидорова 0 198

Абрек Абзгильдин. Жизнь коротка, искусство- вечно!

Его называют аксакалом изобразительного искусства РТ и кумиром творческой интеллигенции

Фото: Марии Зверевой

На ретроспективной выставке, посвященной 75-летию живописца, он удостоился Золотой медали, высшей награды 

Фото: Марии Зверевой

 Российской Академии художеств. Его творчество воспевает человека, любовь, красоту. Легко ли быть творцом в наше меркантильное время? Об этом -–в беседе с обозревателем «АиФ-Казань».

Состояние души

 

 

- «Главное, это сгореть и, сгорая, не сокрушаться о том. Может быть, кто и осудит сначала. Но – не забудет потом!», писал Б. Окуджава в стихотворении «Как научиться рисовать». Согласны, Абрек Амирович?

- Замечательные строки. Труд художника- самопожертвование. Несмотря на свой возраст, собираюсь ещё лет 10 поработать. Хотя болею диабетом и сижу на инсулине. Но прихожу в мастерскую – и забываю о болячках. «Внутренний пожар» переношу на полотна. Когда-то крепким парнем был. Окончил Горный техникум в родном городе Баймаке. Работал в шахте на Севере, служил в ВВС. Там, кстати, лишился фаланги пальца на правой руке. Первое, о чём спросил врачей, «Смогу ли рисовать?» В моём роду художников не было, я первый. После армии размышлял, куда дальше пойти учиться. Мама стояла за магнитогорский Горный институт, говорила, что надо использовать первоначальное техническое образование. Она была актрисой, папа тоже работал в театре. В доме часто собирались творческие люди. Сердце подсказало, я выбрал Казанское художественное училище. Потом была Москва, Институт им. В. Сурикова. Художниками рождаются. Это не профессия, а состояние души.

- Почему среди живописцев так мало женщин? Если навскидку, то вспомню лишь Г. Серебрякову, её «Автопортрет перед зеркалом»…

- Хорошо, что она во Францию эмигрировала. Появились заказы, пришла слава. А вот великий Фешин, пока не уехал, бедствовал в России. За знаменитый портрет К. Маркса, который сейчас в московском музее, получил мешок картошки. Только за границей стал знаменитым, прославил русскую школу живописи. Но мастерства он достиг именно в Казани. Я несколько лет преподавал в Н. Челнах, в детской художественной школе. Учились, в основном, девочки. Не все пошли потом в искусство по разным обстоятельствам. А у мальчиков был более трезвый взгляд на жизнь. Многие очень рано поняли, что искусство не обеспечит материального достатка. Сейчас у меня есть ученики в творческой мастерской. Исключительно талантливые ребята, избранные по конкурсу. Не могу не думать об их будущем. А когда встречаюсь с учащимися детских художественных школ, преисполняюсь оптимизмом. Они ведь дышат искусством! Даже если не станут профессионалами, приобретут особый взгляд на мир, на природу, на людей, на поэзию, на музыку. Это «штучные» дети. И как же надо им помочь, чтоб не случилось разочарований! Жанр искусства – вторичен. Первичное - жанр людей. Тут такое многообразие!

 

 - И всё же какие жанры изобразительного искусства сегодня наиболее востребованы: скульптура, портрет, пейзаж, а, может быть, коллаж?

 - Коллаж нынче – это очень интересно! Я и сам отдаю должное коллажу. А вот монументальное искусство – хиреет. И мне больно, потому что считаю себя художником-монументалистом. Знаю коллег, которых приглашают за границу сооружать надгробия. 

Фото: Марии Зверевой  

 После такой специфической работы они расслабляются в питейных заведениях, рассуждая о высоком искусстве. Их можно понять, жить-то надо!

Талантам надо помогать

 

 

- Судя по ретроспективной выставке, жизнь ваша в профессиональном плане удалась.

- Обладая определённым уровнем мастерства, я сделал несколько открытий для себя в области портрета. В частности, Валерия Гергиева. Он у себя на родине исполнил концерт в память погибших детей Беслана. Я там не присутствовал. Но видел дирижёра в Казани, во время выступления в БКЗ. Какая пластика, какая одухотворённость! Написал его портрет. Или вот Рудольф Нуриев… Его портрет я назвал «Прыжок к свободе». Когда в Казани он, уже смертельно больной, дирижировал, я глаз не сводил с него. Ходил на все репетиции. Так родилась эта работа. У меня много портретов музыкантов: Софии Губайдуллиной, Рустема Абязова, Рубина Абдуллина…Это люди с искрой Божьей! Тем и интересны художнику.

- Похоже, вы очень любите музыку?

- Художники и музыканты – души родственные. Я не такой уж знаток, но, когда учился в Москве, часто посещал симфонические концерты. Дирижёры – это концентрация человеческого естества: взлёт, порыв, одухотворённость! И – благородство. Вдова М.Ростроповича Галина Вишневская передала все подаренные её мужу картины Русскому музею, сделав неоценимый вклад в отечественную культуру.

- Но сейчас, когда «распил бабла» стал национальной забавой, изобразительное искусство мало востребовано...

- Абсолютно не востребовано! В течение моей жизни были периоды, когда государство и общество более заинтересованно относились к творцам. Существовала отлаженная система госзаказов, госзакупок. Сегодня отношение коробит. Самому-то мне грех жаловаться. Мои полотна приобретают музеи, руковожу казанской творческой мастерской, есть помещение для работы…Но за молодых художников душа болит! Во время предвыборной кампании В. Путин обещал принять Закон о культуре. Давно пора! Ждём теперь реализации обещаний. Я 15 лет возглавлял Союз художников РТ. Несмотря на предпринимаемые нами усилия, всё шло к худшему. Затянулась история со зданием Худфонда РТ. Оно разрушается, как работать? Обещания всё исправить –сплошное лукавство.

- «Жил беспокойный художник в мире лукавых обличий», писал Н. Гумилёв. Вы знаете примеры другого отношения?

- В Азербайджане И.Алиев предоставил художникам прекрасные условия: только творите! В Грузии, насколько знаю, то же самое. А вот в российском Поволжье дело плохо. В Чувашии художники только на год отстояли право не платить бешеные деньги за аренду мастерских и электричество. Нужно России искусство или нет? Я ведь солидарен с Достоевским, утверждавшим, что мир спасёт красота. Других спасателей нет.

Классик и богема                                                                   

Досье

Абрек Абзгильдин родился в 1937г. в г. Баймак (Башкортостан). Член-кореспондент Российской Академии художеств, заслуженный художник РФ, народный художник РТ, лауреат Госпремии РТ им.Тукая, член СХ РФ и РТ. Взрослые сын и дочь, двое внуков.

 

- Вы не жалеете о жизненном выборе, сделанном в юности?

- Поэтому я и дожил, наверное, до своего возраста. Горняки-то долго не живут! Говорят, что в нашей среде процветают всякие пороки. Поверьте, это не аксиома. Художественные вузы оканчивают люди взрослые, после учёбы в художественных школах и училищах. Это огромный отсев! Как и в любом деле, у каждого своя голова на плечах. Но если ты настоящий художник, если живёшь искусством, то главный стимулятор – творчество! Я ведь тоже и попивал, и курил, правда, что такое наркотики – не знаю, и знать, конечно, не хочу. Всё прошло. Осталось – вечное Искусство. Когда работаю, – нет возраста, нет болезней, нет бытовых неприятностей. Творчество - великий соблазн. Но и великое спасение.

- Как вы относитесь к званиям классика, брэнда национальной культуры?

- Никак не отношусь. Какой там классик! До сих пор учусь у старых мастеров живописи – итальянских, западноевропейских…Замыслов много. Жизнь короткая.

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество