Александра Дорфман 0 701

Калоши из лыка, чапан и каляпуш. Как менялась национальная одежда татар

Этнограф Дина Гатина рассказала «АиФ-Казань» о том, каким был традиционный татарский костюм и как время изменило его до неузнаваемости.

Современная татарская одежда далека от той, что в реальности носили предки.
Современная татарская одежда далека от той, что в реальности носили предки. © / АиФ

В наши дни в музеях выставлена одежда волго-уральских татар второй половины XIX – начала XX века. А вот что носили до этого, можно представить только по описаниям и зарисовкам, сделанным учёными и художниками во время экспедиций по Российской империи. Тем не менее, традиционный татарский костюм состоял из широких штанов и рубахи, которые носили и мужчины, и женщины. Поверх они надевали камзол, на ноги кожаные сапоги. Завершали образ головные уборы – волосники, к которым относился и калфак, разнообразные шапки и покрывала у женщин и тюбетейка у мужчин. Вот только время и мода трансформировали такой традиционный костюм до неузнаваемости.

Белые фартуки и расшитые золотом жилеты, шаровары и платья с воланами, едва заметные калфаки и обильно украшенные жемчугом тюбетейки… Что из этого действительно носили татарские женщины и мужчины больше века назад, а что додумали театральные и сценические костюмеры уже в наши дни? Традиционный гардероб татар «АиФ-Казань» помогла составить этнограф, научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории имени Ш. Марджани Академии наук РТ Дина Гатина-Шафикова.

Рубаха-туника

Татарка в туникообразной рубахе, изю и калфаке-волоснике. Фото: Из личного архива

Широкая цельнокроеная рубаха, похожая на тунику, была основой мужского и женского гардероба. Разрез на горловине был посередине, а не сбоку, как на русских косоворотках. Такие свободные рубахи с длинными рукавами, из-под которых не видно даже пальцев, можно увидеть на миниатюре «Русские берут в плен женщин и детей» из Лицевого летописного свода Ивана Грозного.

К середине XIX века рубахи начали сшивать из нескольких деталей, появляются декоративные воланы по подолу. Быстрее всего – в конце XIX века – рубахи перестали носить в городе. Стиль модерн ввёл моду на приталенное платье. Его дополняли турнюром – подушечкой, прикреплённой сзади под юбкой, чтобы придать фигуре аппетитные формы. Сельские же татарки носили туникообразные рубахи до начала XX века.

Кукрэкчэ, изю и пояс

Разрез ворота рубахи на груди женщины украшали с помощью нагрудников. Их было два: внутренний простой - кукрэкчэ и внешний нарядный - изю. Изю декорировали вышивкой, бляхами или позументными лентами – золотой, серебряной тесьмой. Это украшение носили до конца XIX века.изю, нагрудные украшения татарок

Изю. Фото: Национальный музей РТ

Мужчины же подпоясывали рубахи. Пояс служил оберегом. Неслучайно у волго-уральских татар есть обряд, когда девушка подпоясывает своего будущего мужа. Из гардероба пояс исчез в конце XIX века, однако в свадебном обряде его использовали ещё долго.

Широкие штаны

Штаны с широким шагом были не похожи на турецкие шаровары, потому что их кроили особым образом. Два широких отреза ткани шли на штанины, а третья полоса вшивалась между ними. Из-за кочевнического образа жизни предков, штаны у татар носили и мужчины, и женщины. В городах уже ко второй половине XIX века подобные штаны вышли из бытования, в деревнях их продолжали носить до начала XX века. Мужчины променяли штаны с широким шагом на брюки европейского кроя. О дедушкиной модели штанов вспоминали только ради праздничных обрядов. Женихи, например, надевали их на свадьбу.

Камзол, чапан и джилян

На женщине - камзол и калфак-волосник. На голове у мужчины - такыя. Фото: Из личного архива

Удлинённый свободный камзол носили и татарские женщины, и мужчины. Изначально он был до колен и с рукавами, но постепенно укоротился, исчезли рукава, а силуэт стал более приталенным. Татарская интеллигенция носила камзолы вплоть до конца XIX века, пока в моду не вмешались европейские и русские тенденции.

Эта просторная халатообразная одежда пришла к волго-уральским татарам из Средней Азии. Чапан надевали поверх камзола и не подпоясывали, а носили как накидку. В XIX веке женщины, собираясь выйти на улицу, накрывались от посторонних глаз джиляном мужа, который закрывал голову и почти всё тело. Рукава при этом могли быть подвязаны сзади или свисать по бокам. Чапан дошёл до наших дней как верхняя одежда имама.

Калфак

Нижний женский головной убор, который носили только дома. Сначала его использовали как волосник - он достигал 70 см, так что полностью закрывал косы. Обильно украшенная лопасть калфака опускалась на спину женщины. Со временем роскошный калфак превратился в миниатюрную деталь гардероба, которая имела чисто декоративную функцию. К концу XIX века высота этого головного убора уже не превышала 10-12 см, а позже, когда татарки переоделись в европейские платья, он и вовсе превратился в украшение для волос – калфак-наколку. В таком виде его носят и в наши дни.

Такия, орпэк и камчат бурек

Выходя на улицу, женщины надевали поверх калфака платок, чтобы не было видно волос. Причём, чем старше была татарка, тем больше было это покрывало. Девушки носили такию, которая была нескольких видов - в виде куска ткани, который затягивался с одной стороны, образуя шапочку, и в форме маленькой шапочки с жёстким околышем и плоским верхом. Замужние женщины надевали платок, завязывая его «по-татарски», – платок не складывали вдвое, а оставляли расправленным и просто завязывали на два ближайших угла. Любили татарки фабричного производства платки. В музеях до сих пор хранятся платки «француз яулык» – красные с белым узором, а также шали из трикотажного шёлкового полотна с бахромой на концах.

На мужчинах - казакины, на голове - такыя, на ногах сапоги читек. У женщина голова покрыта орпэк.
На мужчинах - казакины, на голове - такыя, на ногах сапоги читек. У женщина голова покрыта орпэк. Художник К.Ф. Гун "Татары-мусульмане" 1862 г. Фото: Из личного архива

А вот пожилые женщины носили на голове орпэк – треугольное покрывало, достигавшее 1,5-2 метров. Чем богаче была женщина, или чем более праздничным был головной убор, тем больше он был украшен. По очелью покрывала для волос украшали позументными лентами, вышивкой, пайетками, украшали также углы платка или весь его периметр. Поверх орпэк пожилые женщины носили камчат бурек – невысокую круглую шапку с плоским верхом и меховой оторочкой по диаметру. Такие головные уборы сохранились в музеях.

С покрытыми волосами женщины выходили на улицу и в начале XX века, хотя на фотографиях тех времён они изображены только в калфаках. Но, во-первых, фотографии эти делали, как правило, на дому, и женщины были не в повседневной уличной, а в праздничной одежде. А во-вторых, предполагалось, что снимки станут частью семейного альбома, и никто из посторонних женщину с непокрытой головой не увидит.

Такыя и каляпуш

Мужчины носили на голове эти две разновидности тюбетейки. Дома носили нижний головной убор, а на улицу надевали поверх него (!) верхний. Сначала появилась такыя – небольшая шапочка из четырёх клиньев ткани, заострённая кверху. Во второй половине XIX века верх такыи стал более округлым, а сама она могла быть из дорогих тканей – шёлка, бархата, парчи. Выходную такыю украшали позументной лентой, вышивкой. Позднее горожане нашивали на такие головные уборы кисточки, следуя турецкой моде.

Из тех же материалов первоначально делали другой головной убор – каляпуш, который в наши дни называют тюбетейкой. Позже каляпуш делали чаще из чёрного или зелёного бархата. У богачей тюбетейки были расшиты золотыми нитями и жемчугом. Особенность татарской тюбетейки была в креплении подклада и верха: между стежками рядов пропускался конский волос, а позднее крученная нить. Так между тканями циркулировал воздух, и голова меньше потела.

Чем моложе был мужчина, тем ярче была украшена его тюбетейка, а мужчины в возрасте могли носить вообще не украшенный головной убор. Даже когда мужчины перестали носить традиционный татарский костюм, сменив его на европейский, они продолжали выходить на улицу в тюбетейках.

Городская мода XIX века. На голове мужчины - каляпуш (тюбетейка), женщины - калфак. Фото: АиФ/ Из архива Абдуллы Дубина

Башмаки, кэвеш и чабата

Обувь татар сшивали из двух деталей – подошвы и верхней части. Кожаную обувь носили с булгарских времён. Это была обувь горожанок, а на селе её надевали по праздникам. У женских башмаков отдельно пришивали передник и задник - куски кожи смыкались в середине стопы. При этом нос туфель загибался кверху, а каблука не было. В конце XIX века на женских башмаках появились каблуки «рюмочки» высотой до 4 см как дань моде.

Мужчины и женщины дома носили читек - сапоги-носки с мягкой подошвой. Таким образом их ноги были чистыми и не нужно было часто совершать омовение. Чтобы выйти на улицу, они надевали поверх такой обуви чабата или кэвеш. Чабата – калоши из лыка - носили в основном на селе, а горожане предпочитали аналог из толстой кожи на твёрдой подошве – кэвеш.

Слева - изю и украшения, в центре - женская перевязь хаситэ, сапоги "каюлы читек", справа - калфак-волосник, внизу - лапти, крайнее справа - накосное украшение. Фото: Из личного архива

Каюлы читек

Мужскую обувь практически не украшали. Разве что в ранних вариантах декорирована была пятка сапога. А вот женские сапоги - каюлы читек - украшали кожаной мозаикой сверху донизу. Такая обувь известна с XVIII века. Узорными также были сапоги итек на невысоком каблуке, подбитом гвоздями. В начале XX века традиционная татарская кожаная обувь, которая славилась далеко за пределами Казанской губернии, стала уходить из повседневной жизни. Она была настолько дорогой и непрактичной, что проще было купить туфли европейского фасона. В советское время традиционный промысел возродили, появились фабрики. Обувь с кожаной мозаикой на улице носят и в наши дни, но чаще женщины. Она и сегодня дорогая.

Современная кожная обувь татарок.
Современная кожная обувь татарок. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Как изменился костюм

К 1930-1940 годам традиционный татарский костюм практически вышел из обихода. Некоторые элементы остались лишь на селе. Например, в городах женщины уже не покрывали голову, а на селе они продолжали это делать до 1960-х.

«Прерывание традиции привело к тому, что традиционный костюм не просто исчез, а трансформировался, регрессировал, - считает Дина Гатина-Шафикова. - Выросло поколение, которое видело татарский костюм только на театральных подмостках. Но на сцене многое приходится утрировать - костюмы там намного ярче, на них много вышивки, часто даже не с татарским орнаментом. Да и сшиты они из искусственных тканей, которые наши предки не использовали».

Мужские тюбетейки теперь носят женщины.
Мужские тюбетейки теперь почему-то носят и женщины. Жилетки татары вообще никогда не носили. Фото: АиФ/ Владимир Анин

Штаны с широким шагом на сцене заменили турецкими шароварами, которые татары никогда не носили. Камзол стал настолько коротким, что его принимают за жилет, которого в гардеробе татар также не было. Всё короче становится женское платье, которое многие танцевальные коллективы заменили туникой в комплекте с шароварами, чего татарка, конечно, не могла себе позволить.

Повсеместно на праздниках используют в костюмах фартуки, которые татарки раньше носили только в сельской местности и дома. Неудивительно, что многие считают, что традиционный татарский костюм мог быть именно таким, отмечает Дина Гатина-Шафикова.

Фартук татарка носила только дома. А сейчас он поверх платья - традиционный праздничный наряд. Фото: АиФ/ Артем Илошваи

Впрочем, исследователи отмечают, что с середины 1990-х началось возрождение татарского костюма. Люди стали интересоваться своими корнями, и дизайнеры начали использовать отдельные элементы костюма – украшения с традиционным татарским орнаментом. Этим летом в моду вошли туникообразные платья с воланами, похожие на те рубахи, которые носили татарки до второй половины XIX века.

Кстати
Сельчане шили одежду из домотканого льняного или конопляного полотна. Лён и коноплю выращивали сами, а ткань пряли на домашнем станке. Пока ткани красили природными красителями, одежда была приглушённых цветов – кирпичного, синего, белого, а с появлением химических красителей татарки стали использовать для вышивки и декорирования всю палитру цветов. К концу XIX века одежда была уже преимущественно цветная, а для пошива использовали покупные хлопчатобумажные ткани. Традиционная вышивка татар - цветочно-растительный орнамент. До наших дней дошёл самый известный мотив – тюльпан, который использовали с булгарских времён.

В материале использованы иллюстрации художника К. Гуна из книг «Татарки Казанской губернии» (1862), «Татары мусульмане» (1862), «Татарский наряд» (1862), а также рисунок художника Л. Белянкина из сборника «Русские народы. Наброски пером и карандашом. Европейская Россия» (часть 1, выпуск 3, 1894).

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах