АиФ - Казань 0 2588

Шамов, Алафузов, Апанаевы: как казанские меценаты тратили на город миллионы

Казань богата своей историей меценатства. Их имена увековечены в названиях улиц, зданий, больниц. АиФ-Казань рассказывает о самых известных казанских благотворителей прошлого.

Театр Алафузова

Фабрикант Иван Алафузов построил лечебницу для своих рабочих. При его льнопрядильной фабрике была школа, аптека, столовая. В театре - школа для рабочих, клуб, кинематограф. Ставились спектакли на русском и татарском языках.

Здесь был Татарский ТЮЗ
 

Апанаевы

Казанские купцы и предприниматели. Родоначальник династии торговец Апанай Хафиз (XVII в.). Апанаевы много помогали мусульманскому духовенству: строили и содержали мечети. Мухаметбадретдин Апанаев (1867-1930) ратовал  за высшее светское учебное заведение для татар.

Они построили не одну мечеть

Александровский пассаж

Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс доставшееся ей от отца и брата внушительное состояние щедро жертвовала на разные цели. В 1890 г. она выделила 500 тыс. руб. для приобретения здания Пассажа под городской музей. Правда, он оказался неудобным из-за отсутствия обширных залов, и экспозиции разместились в Гостином дворе. Ремонт и реконструкция были сделаны за счёт благотворительницы.

Несколько лет Александрова-Гейнс входила в попечительский совет Ксенинской гимназии (ныне Академия наук на ул. Лобачевского), здание для неё она купила за 50 тыс. руб. На её деньги построен и Александровский детский приют на 115 девочек на Ново-Горшечной улице (ныне это Дом учёных на Бутлерова). Ольга Сергеевна благодетельствует и Родионовскому институту благородных девиц. С её помощью создавались и работали Ложкинская богадельня, Забулачная больница, Мусульманское благотворительное общество. Выставив свою коллекцию живописи в Петербурге в 1916 г., вырученные средства жертвовательница потратила на нужды учащихся гимназии. Наверняка она успела бы сделать ещё немало, если бы не революция. В 1917 г. она передаёт коллекцию Северо- восточному историко-археологическому и этнографическому институту.

О жизни самой благотворительницы, у которой в 1918 году отобрали дом, ничего не известно. Предположительно, её приютил кто-то из тех, кому когда-то помогла она. Известно лишь, что в 1927 г. некто Щёголев обратился к властям с просьбой похоронить Александрову-Гейнс на кладбище Зилантова монастыря, и такое разрешение было дано, но склеп не сохранился.

Интерьеры Александровского пассажа незабываемы

Больница Шамова

Плеяду казанских меценатов нельзя представить без купца Якова Шамова, благотворительная деятельность которого во многом определялась его вероисповеданием. Он был одним из лидеров в общине старообрядцев Старопоморского согласия. Основываясь на религиозных принципах, Яков Филиппович с супругой Агриппиной Хрисанфовной ходили в тюрьмы, подавали милостыню, устраивали бесплатные обеды, где подавали хлеб с запечёнными внутри серебряными монетами.

Шамов - попечитель и основатель больниц, много жертвовал обществам, которые помогали больным детям. Из всех купцов, кто выделял деньги на создание в Казани коммерческого училища (ныне здание Аграрного университета), Шамов был самым щедрым. Он выделил 100 тыс. руб. на строительство больницы для города, но в 1908 г. его не стало. Вдова Шамова продолжила дело, она не просто выделяла средства, а активно вникала в детали, привлекала учёных- медиков Казанского университета.

Строительство и обустройство больницы, которая впоследствии носила их имя, обошлось благотворительнице в 500 тыс. руб. Кстати, Казанский университет хотел заняться научными исследованиями в больнице, чем вызвал недовольство Агриппины Хрисанфовны, хотя учёные и не ставили коммерческих целей. Интересно, что сказала бы вдова Шамова, узнав, что её подарок городу впоследствии продадут иностранным бизнесменам?.. Шамова ненадолго пережила революцию, в последние тяжёлые годы её поддерживали единоверцы. Кстати, благодаря

хлопотам ныне существующей старообрядческой общины на Арском кладбище сохранился семейный склеп Шамовых.

Начало 2013 г. Внутри Шамовской больницы - полная разруха

Номера Щетинкина 

На его деньги построен кирпичный корпус Центральной крещено-татарской школы (сейчас ул. Ершова, 20), расширено здание казанского духовного училища. Щетинкин пожертвовал средства на постройку нового Николо-Низского храма (сейчас – Никольский кафедральный собор на ул. Баумана). Он много жертвовал и на другие храмы в уездах Казанской губернии. Большинству горожан он памятен как владелец гостиницы «Казань» на ул. Баумана.

Номера Щетинкина известны как гостиница «Казань»

Позиция Карташевой 

Елена Карташева

  - Благотворительность в разных формах существует и ныне. Но если сопоставлять дореволюционным временем, когда фамилии крупных благотворителей были всем известны, сейчас такого нет. Меняется историческая ситуация, законодательство, отношение общества. Возможно, у людей нет желания заявлять о себе таким образом.  Раньше личностное проявление звучало очень сильно, хотя благотворительность не исчерпывалась личными пожертвованиями, была стройная сло- жившаяся система. Важно и то, что благотворительность в основе религиозна. И если раньше почти всё общество входило в религиозную общину, то сейчас оно преимущественно светское.

И думается всё-таки, что, наверное, Агриппина Шамова с горечью отнеслась бы к продаже больницы, которую они с супругом подарили городу. Несмотря на обещания сохранить историческую зону, благотворительная составляющая, придающая зданию особую ауру, конечно, будет утрачена.

Елена Карташева - заведующая научно-методическим отделом Национального музея РТ.

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах