aif.ru counter
Татьяна Сидорова 5 1883

Кряшены в Татарстане: быть ли им отдельной нацией

Разобраться в происхождении кряшен попытался

Кряшены, как принято считать, это потомки крещённых татар. Считается, что после завоевания Казанского ханства часть из них перешла из ислама в христианство добровольно, другие были крещены насильственно.

Об этногенезе этой этнографической группы спорят уже не одно столетие. И татарстанское общество к сменившим веру, пусть и пять веков назад, относится далеко не однозначно…

На конференции «Национальное самоопределение кряшен: история и современность», которая прошла в Приволжском центре региональных и этнорелигиозных исследований

Российского института стратегических исследований (РИСИ), обсуждали и прошлое, и настоящее, и туманное будущее.

 

Кстати
Известные представители кряшен

Кара Мурза – предок известного писателя Н. Карамзина

Пётр Гаврилов – легендарный защитник Брестской крепости

Дмитрий Карбышев - Герой Советского Союза

Владимир Васильев — оперный певец (бас), заслуженный артист Республики Татарстан, солист Татарской филармонии и оперного театра

Сложившаяся культура

Согласно другим версиям, кряшены – потомки вотяков и черемисов, или же наследники тюрков древнехристианского вероисповедания: несториан. Но эти версии до сих пор научно не обоснованы.

В Золотой Орде была православная епархия. В Казани до завоевания Иваном Грозным православные тюрки не были редкостью. Ш. Марджани и К. Насыри высказывали гипотезу, что кряшены – отатарившиеся угрофинны, генетически не идентичные татарам. Ну а этнограф Казанского университета Н. Воробьёв считал: разноплеменная общность волжских булгар распалась на 3 ветви: татар, чувашей и кряшен. Словом, кряшены – не «искусственный народ», созданный насильственным путём. Сколько учёных, столько и мнений. Но вот факты. До 30-х гг.

XX века в паспортах кряшен значилась их национальность. В стране и республике имелись кряшенские национальные территории и компактные поселения. В Казани были кряшенские школы, педтехникум, издательство, передвижной театр, ансамбль песни и танца, выпускалась газета. Были представительство кряшен при Наркомнаце РСФСР, национальная секция в Татобкоме ВКП(б). За кряшенами закрепили должности секретаря ТатЦИКа, наркомзема, нарком-

юста, военкома, прокурора республики. Но в середине XX века началось вытеснение кряшен из местного истеблишмента и даже из творческих союзов. х вычеркнули из перечня народностей и наций страны, не глядя на многовековую историю и богатую культуру.

Известный российский кряшеновед и писатель Максим Глухов ещё в начале 90-х отмечал, что проблема кряшен обострилась. По данным учёного, их численность по стране составляла тогда 650-700 тыс. человек, в том числе в Татарстане – 190-200 тыс. Требовалось конструктивное решение кряшенского вопроса. Любопытный факт: этнографическое культурно-просветительное объединение кряшен было сформировано в 1989 г. при ТОЦ, на волне национального самоопределения.

В 1996 г. кряшены Казани даже обращались к Б.Ельцину. Безрезультатно. А затем «единственный в городе кряшенский храм был продан предпринимателям. Собранные кряшенами средства на храм в одном из сёл Заинского района передали на благоустройство татарского кладбища в соседнем селе, что возмутило людей», - говорит Аркадий Фокин, председатель Совета ветеранов кряшенского движения. По его словам, во время последней переписи населения их против воли записывали в татары, обвиняя, что кряшены раскалывают единый татарский этнос.

Проблемы нет?

Трагедия кряшен несопоставима с судьбами малочисленных народов, защищённых своим статусом. Немногочисленные вепсы в Карелии, бесермяне в Удмуртии, северные ненцы – самостоятельные этносы. Кряшены – всего лишь этнографическая группа татарского народа. Но они не согласны, настаивая на своей самобытности и особой ментальности, выработанной за четыре с половиной века. Вопрос о национально-культурной автономии кряшены всерьёз не ставят. Однако и тогда, считают учёные, они хотели лишь официального признания национальности. Эти требования кряшены выдвигают и сейчас. Но из былых позиций 30-х годов «отвоёван» лишь фольклорный ансамбль.

«Никто не имеет права определять за другого человека его национальность. Это противоречит Конституции РФ. Кроме того, публично заявлялось, что татары - мусульмане, а кряшены – «аппендикс». Это вынуждает кряшенскую молодёжь идентифицироваться. Но при нынешнем отношении властей РТ к проблеме я не вижу реального пути её решения», - говорит Раис Сулейманов, руководитель Приволжского центра РИСИ.

- Кряшенская молодёжь ощущает себя обделённой в РТ, - считает Василий Иванов, научный сотрудникк Центра. -Ей перекрыты пути карьерного роста, что вызывает протест и, как следствие, поиск ответа на вопрос «Кто - мы, а кто – чужие?». Такова ответная реакция, которая стимулирует рост национального самосознания.

Проблема эта лежит в плоскости духовности, а не национализма, подчеркнул Владислав Глухов, сын кряшеноведа Максима Глухова.

Показательно, что историки АН РТ, занимающиеся проблемами кряшен, проигнорировали приглашение принять участие в обсуждении. Боятся острых тем?

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (5)
  1. Мария Maria
    |
    15:25
    11.12.2012
    0
    +
    -
    Категорически не согласна с мнением господина Иванова. Ни разу не приходилось слышать, что кряшенская молодежь чувствует себя обделенной! Ни мне, ни моим друзьям и родным НИКОГДА не приходилось испытывать проблемы с карьерным ростом из-за национальности! Среди кряшен всегда были, есть сейчас и будут (надеюсь) дальше люди, сделавшие хорошую карьеру, несмотря на свое кряшенство! Тот, кто так говорит, просто сам из себя ничего не представляет и свою ограниченность и непрофессионализм списывают на национальность. Если сам из себя ничего не представляешь, то никакая национальность тебе не поможет.
  2. Калиниченко Людмила[twitter]
    |
    09:10
    02.04.2015
    0
    +
    -
    Мария Maria: мой свекор по паспорту был татарином.меня как-то это не интересовало.а вот моим детям стала интересна история семьи.дочь составляет дерево нашей семьи-а это уже история.и вдруг выяснилось-что предки были кряшенами.нашла и записи архивов еще царских времен-где не отрицалась эта национальность.удивительно,что в наше время это отрицается .Кому не важны их корни-не нужны и чужие.Но люди так не считают.Даже небольшие народы имеют право на свое признание.На свои традиции.
  3. Рустам79
    |
    17:36
    17.12.2012
    0
    +
    -
    Не обращайте на них внимания, Мария. У них своя задача: деньги платят - работать надо.
  4. Максимильянчик
    |
    04:47
    13.06.2013
    0
    +
    -
    Тут дело даже не в карьере .Крящен записывают как Татар а это отдельная культура ) если сейчас не настаивать то слово крящен оно канет в лепту про нас забудут как о народе . Это не выгодно Казане так как если всех крящен переписать как отдельную нацию то татар проживающих в РТ станет меньше их итак 52% а это неприемлемо ) Наше прошлое важно как наше будущее ) Карьера в гос учреждениях имелась в виду) 80% руководящих должностей Татары. А так да Мария вы правы во всем что геноцида никто не испытывает )
  5. А если перепись провести все по честному то сколько татар будит в Татарстане ? У меня на работе татар 23чел,чувашей 9чел,таджики 3чел,русские12чел. итого всех 47чел. а по перепеси оказалось 35чел рус, 5 татар,1таджик,и 6 чувашей. Вот такая арифметика.
Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах