Алексей Топоров 0 289

«Будто вчера уехал». Три дня Пушкина в Казани в музейных раритетах и фактах

Все материалы сюжета Знаменитые татарстанцы

В недавно открытом после реконструкции музее Евгения Боратынского в Казани начала работать выставка раритетов из музейных коллекций Казани, Москвы и Петербурга. Она приурочена к 183-летней годовщине приезда Пушкина в Казань.

Александр Пушкин.
Александр Пушкин. © / Public Domain

В недавно открытом после реконструкции музее Евгения Боратынского открылась выставка раритетов из музейных коллекций Казани, Москвы и Санкт-Петербурга. Помимо традиционной экспозиции сюда привезли экспонаты из  коллекций Всероссийского музея Пушкина в Санкт-Петербурге, московских Государственного музея Пушкина и музея В.А. Тропинина, Национального музея Республики Татарстан и Научной библиотеки имени Лобачевского КФУ.

Многие из представленных на ней раритетов не были в родном городе и в этих стенах более полувека – их собрали в одном месте исключительно в честь очередной годовщины визита Александра Сергеевича в город на Волге. «АиФ-Казань» выбрал самые интересные экспонаты, которые «рассказывают» о визите великого поэта лучше любых исторических источников.

В творческом поиске

В Казани, поэт, как известно, пробыл два с половиной дня – с вечера 5 сентября до утра 8 сентября по старому стилю (то есть с 18 по 21 сентября – по новому), но впечатлений, эмоций и воспоминаний как у него, так и у тех казанцев, что общались с ним,  осталось более чем достаточно.

Пушкин в Царском селе.
Пушкин в Царском селе. Фото: АиФ/ Алексей Топоров

Известно, что целью посещения Пушкиным города на Волге был сбор материала о «народном» претенденте на российский престол Емельяне Пугачеве и устроенном им бунте. На основе собранных пытливым литератором данных были созданы два труда: историко-документальный - «История Пугачевского бунта» и художественный - «Капитанская дочка». Первая, по замыслу автора, должна была именоваться «Историей Пугачёва», но личный цензор Пушкина – государь Николай I - сказал, что «у вора не может быть истории», посему название пришлось подкорректировать. Впрочем, первые издания обеих книг (1831-го и 1836-го годов) были заботливо извлечены из архивов библиотеки Казанского университета.

Но книги - книгами, с их содержанием в той или иной мере знаком каждый наш просвещенный и не очень соотечественник. Совсем другое – увидеть Казань глазами Пушкина. И даже не только Пушкина, но и героя его исследований – Емельяна Пугачева.

Отчасти в этом может помочь уникальный рисунок русского художника Михаила Махаева, запечатлевший Казань 1767-го года – спустя три года после того, как её брали войска бунтаря. Поражает обилие церковных колоколен: Казань, как известно, выгорала дотла, но неизменно отстраивалась.

В экспозиции представлен архивный реестр, в котором указаны все храмы города, порушенные и ограбленные пугачёвцами. Есть и список «убитых до смерти», открывает который имя Нефёда Никитича Кудрявцева.

Фото: АиФ/ Алексей Топоров

Он был соратником Петра I, участником его военных походов, генерал-губернатором Казани, и на тот момент стодесятилетним старцем. Можно посмотреть и на небольшой портрет государственного мужа в характерном для его эпохи парике. В свое время его образ, был запечатлен на полотне куда больших размеров, которое висело и в доме Боратынских, но, похоже, не пережил революционное лихолетье. Самого же Кудрявцева бунтовщики искали в его поместье в Каймарах и даже повесили слугу, приняв за барина, поскольку тот был чист и гладко выбрит. А после, по наводке мужиков, нашли-таки в казанском Богородицком монастыре, убили, а тело сожгли. Впоследствии его внук Петр Алексеевич Татищев сумел опознать деда только по ладанке, которую тот всегда носил с собой…

Два товарища

Совместно издание произведений Пушкина и Боратынского.
Совместно издание произведений Пушкина и Боратынского. Фото: АиФ/ Алексей Топоров

В Казани нет собственного пушкинского музея и размещение экспозиции в доме Боратынского не случайно. Поэты были большими друзьями, чему свидетельство - их совместное издание 1828-го года – в одном томике и пушкинский «Граф Нулин», и «Бал» Боратынского.

За год до выхода книги оба поэта заказали свои портреты московскому художнику Иосифу-Евстафию Вивьену де Шатобрену. После чего Пушкин подарил свой портрет другу, и тот хранился в его доме. Впоследствии внук Евгения Абрамовича сделает на оборотной стороне надпись: «Этот портрет заклеен в рамку, по преданию, собственноручно Александром Сергеевичем Пушкиным». Сейчас обе работы находятся в коллекции Всероссийского музея Пушкина в Санкт-Петербурге, но на время вернулись в родные стены.

В экспозиции есть еще одно прижизненное изображение Пушкина – акварель неизвестного автора, сделанная в 1831 году в Царском Селе. Здесь поэт предстает в несколько непривычном образе – в дорожной шляпе, напоминающей чепец, а потому выглядит несколько забавно для нашего современника. Другое дело - акварель Александра Брюллова, изображающая красавицу той эпохи – Анну Давыдовну Боратынскую, урожденную Абамелек-Лазареву, жену младшего брата поэта – Ираклия Абрамовича, казанского генерал-губернатора. Этой диве с армянскими корнями до замужества Пушкин посвящал стихи. А она, в свою очередь, переводила его произведения на европейские языки.

Анна Боратынская. Фото: АиФ/ Алексей Топоров

Брюлловская акварель также висела в доме Боратынских, но теперь находится в коллекции Всероссийского музея Пушкина. А вот столик, за которым работал знаменитый гость, живя в доме тестя Евгения Боратынского Льва Энгельгардта, из Казани никогда не уезжал. Миниатюрный и очень удобный даже по нынешним временам, он не зря назывался на французский манер – секретер, в нем были секретные отделения, о которых знал только его хозяин.

Секретер, за которым работал Пушкин в Казани. Фото: АиФ/ Алексей Топоров

Диванные рассказы

Конечно, не с одной фамилией Боратынских и их родственников ассоциируются три «пушкинских» дня в Казани. Это и чета Фуксов (Карл Фукс - ученый-энциклопедист, пятый ректор Казанского университета, его жена Александра основала в Казани литературный салон), с которыми поэт очень хотел познакомиться и познакомился, посетив их гостеприимный дом. Это и купец-миллионер Леонтий Крупенников, побывавший в 19 лет в пугачевском плену. Его рассказы легли в основу произведений Пушкина. Представленный на выставке диван, на котором сидел поэт, слушая эти рассказы, тому свидетель.

Тот самый диван
Тот самый диван, на котором сидел поэт.  Фото: АиФ/ Алексей Топоров

Любопытный факт: несмотря на то, что тема восстания была табуирована властью, Александр Сергеевич смог получить доступ к архивам той эпохи только благодаря хитрости, заявив, что готовит труд, посвященный славному полководцу Александру Суворову, участвовавшему в разгроме пугачевцев. Оказалось, что в Казани обращались к этой теме еще до Пушкина. В частности, в литературном журнале «Заволжский муравей» за три месяца до приезда поэта был опубликован отрывок из стихотворной повести неизвестного автора «Мятежный Пугачёв».

Много ещё интересных фактов и находок собрано в казанском Музее Боратынского к памятной дате. Казалось бы, ничто для истории – суперкраткий хронологический отрезок. Но благодаря личности Пушкина, образам его выдающихся и неординарных современников, он превращается в самостоятельную веху, исторический этап: лица с портретов оживают, и по мостовым старинной Казани уже бегут экипажи. Рассказывать об этом можно долго, но лучше увидеть воочию. Выставка будет работать до 14 октября.

Что ещё можно увидеть на выставке?
Из коллекции Государственного музея А.С. Пушкина (Москва) - портреты казанского поэта Гавриила Каменева, «казанский альбом» неизвестной с рисунками Льва Крюкова, Карла Барду, Карла Гампельна, текстами на французском и русском языках, в том числе с автографом поэта и педагога Николая Ибрагимова, вид Казани 1820-х годов. Научная библиотека Лобачевского предоставила автографы Боратынского, прижизненные издания сочинений Пушкина, книги, которые изучал поэт при работе над «Историей Пугачева». Из собрания Нацмузея - портреты казанцев пушкинской эпохи, редкие книги и документы о пугачевском бунте.

«АиФ-Казань» выражает признательность директору казанского музея Е.А. Боратынского Ирине Завьяловой за помощь в подготовке материала.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах